Основными задачами Департамента по защите прав детей г.Алматы является создание эффективной системы межведомственной координации по вопросам защиты прав детей, формированию нравственных приоритетов и духовных ориентиров в обществе, а также профилактика и предупреждение «социального» сиротства, детского насилия и эксплуатации, оказание помощи детям, находящимся в трудных жизненных ситуациях.
В Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 7 декабря 2010 года №1118, говорится о развитии системы инклюзивного образования:
К 2015 году для решения этой задачи будут разработаны модульные программы интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями;
- правила интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями в общеобразовательной среде, определены формы интеграции для детей с различными нарушениями.
- правила организации дистанционного образования детей-инвалидов.
К 2020 году в школах будут созданы «безбарьерные зоны» для детей-инвалидов путем установления подъемных устройств, пандусов, специальных приспособлений в санитарных комнатах, оснащения поручнями, специальными партами, столами и др., специальными компенсаторными средствами.
В 3030-ти школах будут созданы условия для равного доступа к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями (наличие в школах педагогов-дефектологов, психолого-педагогическое сопровождение детей, специальные индивидуальные технические и компенсаторные средства). Дети- инвалиды, обучающиеся на дому, будут обеспечены комплектом компьютерной техники и компьютерного обеспечения с учетом индивидуальных возможностей и потребностей.
Из опыта работы Департамента
С 2007 года, когда был создан наш Департамент, совместно с ОФ «Международный Фестиваль «Бозторгай», ОФ им. Марата Оспанова ежегодно проводится конкурс детского творчества «Meйipiм» с участием воспитанников социальных учреждений, специальных коррекционных интернатов, детей с ограниченными возможностями из общественных организаций, а также учащихся организаций дополнительного образования. Конкурс стал событием, которого дети ждут, и готовятся к нему с большим энтузиазмом.
В настоящее время «Meйipiм» вышел за рамки конкурса, он получил развитие как образовательный, а теперь еще и как консолидирующий проект. Деятелями культуры и искусства, педагогами были организованы мастер-классы и тренинги. По итогам проекта 76 детей – лауреатов и призеров конкурса «Meйipiм 2010», обучающихся в специализированных школах-интернатах, получили мастер-классы по хореографии, вокалу, изобразительному и прикладному искусству у специалистов и педагогов. Были проведены встречи с деятелями культуры, организованы посещения детьми музеев и выставок.
Реализация проекта «Meйipiм» – это пример консолидации усилий общественных, государственных и бизнес-структур в решении вопросов реабилитации, социальной адаптации детей с ограниченными возможностями через развитие их творческого потенциала».
Вместе с тем подготовка и реализация проекта выявила ряд проблем, для решения которых не- обходимо сосредоточить внимание организаций и учреждений, занимающихся детьми с ограниченными возможностями. Прежде всего сказывается отсутствие подготовленных кадров, специальных программ и разработок по методике преподавания творческих дисциплин для детей с ограниченными возможностями. Не все интернатные учреждения города имеют возможность организовывать на постоянной основе занятия по вокалу, хореографии, оригинальному жанру. В основном в интернатах осуществляется кружковая работа, которую ведут воспитатели и учителя, которым тоже необходимы мастер-классы и тренинги по новым методикам и технологиям.
Проект показал необходимость разработки специальных программ, методик, новых форм работы по развитию творческих способностей «особых» детей с привлечением для этого специалистов высшего и среднего специального образования. Необходимы мероприятия по повышению квалификации педагогов, работающих с детьми с особыми нуждами.
|