Целенаправленная работа по включению детей с особенностями психофизического развития (ОПФР) в совместный со здоровыми сверстниками образовательный процесс, досуговую, культурную, спортивную, творческую деятельность начала осуществляться в Республике Беларусь с 1995 года на основе Временного положения об интегрированном обучении детей с особенностями психофизического развития. Устанавливалось три организационных формы: классы интегрированного обучения; специальные классы в общеобразовательной школе; коррекционно-педагогическое консультирование.
В 2006 году вступил в действие новый нормативный документ министерства образования, регулирующий данный процесс на уровнях дошкольного, общего базового и общего среднего образования детей с ОПФР – Инструкция о порядке открытия и функционирования специальных классов (групп), классов (групп) интегрированного (совместного) обучения и воспитания.
Интегрированное обучение в Республике Беларусь рассматривается как альтернативная форма получения образования детьми с особенностями психофизического развития. Данный процесс носит эволюционный характер. В последние годы отмечается тенденция к сокращению специальных классов в общеобразовательной школе и увеличению классов интегрированного обучения и воспитания.
В 2012/2013 учебном году в учреждениях общего среднего образования функционируют 5400 классов интегрированного обучения и воспитания (около 10000 учащихся), 642 группы в учреждениях дошкольного образования (1954 воспитанника), что составляет в целом около 60% детей с ОПФР, которые получают специальное образование в учреждениях общего среднего образования, что позволяет им жить в семье и получать образование в тех же условиях, что и их сверстники, а родителям полноценно заниматься воспитанием своих детей.
Содержание работы общеобразовательного учреждения при организации интегрированного обучения и воспитания отличается от его обычного режима тем, что образовательный процесс осуществляется с учетом требований, предъявляемых нормативными правовыми документами не только к общему среднему, но и к специальному образованию; создаются специальные условия для обучения и воспитания учащихся с ОПФР; формируются новые качественные характеристики взаимодействия и взаимоотношений участников образовательного процесса при объединении детей с разными познавательными возможностями и образовательными потребностями.
При организации интегрированного обучения и воспитания в республике пристальное внимание уделяется вопросам комплектования интегрированных классов. В общеобразовательной среде должны быть предусмотрены различные варианты включения ребенка в образовательный процесс и возможность выбора для каждого ученика возможного и полезного для его развития варианта включения. Комплектование интегрированных классов неполной наполняемости рекомендуется осуществлять учащимися, обучение которых организуется не более чем по двум учебным планам и учебным программам разных типов учреждений образования.
Включение детей с особенностями развития в образовательный процесс – это не просто растворение «особых детей» в среде здоровых сверстников, это дифференциация и соединение. Тактика сочетания общего и различного обеспечивает многофактную структуру коммуникации внутри социальной среды учреждения образования.
С целью повышения качества образования, как специального, так и общего среднего, Министерство образования рекомендует открывать специальные классы и интегрированные классы полной наполняемости. Интегрированный класс неполной наполняемости может открываться в районах сельской местности при условии невозможности открытия специальных классов или интегрированных классов полной наполняемости, а также подвоза детей с ОПФР в опорные учреждения образования.
Развитие нормативной правовой базы для инклюзивного образования связано с подготовкой проекта Закона Республики Беларусь о ратификации Конвенции ООН о правах инвалидов; разработан проект Концепции реализации инклюзивного образования в Республике Беларусь, подготовлен проект основных индикаторов инклюзивного образования, который был принят за основу для 5 стран ЕврАзЭС.
Основные индикаторы в области инклюзивного образования базируются на определении коэффициента охвата образованием детей с особенностями психофизического развития и доли обучающихся на всех уровнях образования, соотношении специальных педагогов и обычных педагогов в учреждениях дошкольного, общего среднего образования, соотношении расходов на образование в расчете на одного учащегося с ОПФР к ВВП на душу населения, количестве учебников (в том числе шрифтом Брайля), научно-методической литературы, ЭОР (электронных образовательных ресурсов) в фондах библиотек учреждения в расчете на одного учащегося с ОПФР и др.
С 2011/2012 учебного года началась реализация республиканского экспериментального проекта «Апробация модели ресурсного центра в учреждениях специального образования», в котором участвуют 6 учреждений специального образования. Основная задача таких ресурсных центров – оказание помощи педагогам, родителям, детям, работающим и обучающимся в условиях интегрированного обучения. Ресурсный центр в данном проекте рассматривается как база (материальная, информационная, методическая), целевое назначение которой – повышение качества специального образования, квалификации педагогов, работающих с детьми с особенностями психофизического развития, и осведомленности родителей об образовательных потребностях своих детей и возможностях оказания им помощи. Предлагаемая к апробации модель предполагает, что в каждом регионе рациональным будет функционирование двух-трех вспомогательных школ (школ-интернатов), по одной специальной общеобразовательной школе (школе—интернату) каждого вида как ресурсных центров.
Инклюзивное образование – это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведется тем способом, который наиболее подходит этому ребенку. Это гибкая система, которая учитывает потребности всех детей, не только с проблемами развития, но и разных этнических групп, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе. Система обучения подстраивается под ребенка, а не ребенок под систему. Преимущества получают все дети, а не какие-то особые группы, часто используются новые подходы к обучению, применяются вариативные образовательные формы и методы обучения и воспитания, дети с особенностями могут находиться в группе полное время или частично, обучаясь с поддержкой и по индивидуальному учебному плану.
Характерные особенности образовательного процесса при интеграции:
- внимание направлено на проблемы «особых» детей;
- изменение ребенка с проблемами, адаптация его к предлагаемым условиям;
- преимущество от этого процесса получают только дети с особыми потребностями;
- организуют образовательный процесс специалисты и специально подготовленные педагоги;
- образовательный процесс предполагает использование специальных методов обучения и коррекции для детей с ОПФР;
- ассимиляция детей с ОПФР под условия социальной системы.
При инклюзии:
- внимание направлено на всех детей детского сада, школы;
- изменение условий, образовательной системы: детского сада, школы – с учетом образовательных потребностей детей;
- преимущества получают все дети;
- образовательный процесс строится с помощью творческой командной работы всех его участников – детей, родителей, педагогов, специалистов;
- качественное обучение и воспитание всех детей;
- трансформация социальных условий, включающих всех участников социальной системы.
Общей идеологией инклюзивного образования является толерантность и уважение к различиям, поэтому одним из главных направлений развития инклюзивного образования является формирование толерантного отношения общества к лицам с ограниченными возможностями в развитии. Здесь важно объединение усилий государственных учреждений, широких слоев общественности, включая родителей, специалистов, средств массовой информации, благотворительных организаций, коммерческих структур и других неправительственных организаций.
Инклюзивное образование строится на следующих принципах:
Принцип нормализации предполагает, что жизнь людей определяется совсем не нарушениями, а тем, что мешает им вести полноценную жизнь. В основе социальной модели лежит концепция равных прав и возможностей для всех членов общества и концепция нормализации жизни человека с функциональными нарушениями.
Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников предполагает создание условий для понимания и принятия друг друга с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе; активное включение детей, родителей и специалистов в совместную деятельность: совместное планирование, проведение общих мероприятий, семинаров, праздников для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума. Очень важно установление партнерского взаимодействия с семьей: усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи. Задача специалиста – установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент для их ребенка, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку семьи. Медицинские, социальные и образовательные организации должны обеспечивать родителей и иных законных представителей полной информацией о различных путях медицинской и психолого-педагогической реабилитации. Родителей и иных законных представителей необходимо включать в реабилитационный процесс, привлекать их к составлению индивидуальной программы развития ребенка, предоставлять возможность присутствовать на специальных занятиях у специалистов и на общеобразовательных занятиях.
Приоритет интересов ребенка с особенностями психофизического развития во всех сферах его жизнедеятельности и социального взаимодействия. Реализация индивидуального подхода предполагает учет запросов и потребностей детей с различным темпом психофизического развития; выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого члена ученической группы, в том числе соблюдение прав на образование детей с нормативным темпом развития. Индивидуальные программы развития ребенка строятся на диагностике его функционального состояния и предполагают выработку индивидуальной стратегии и тактики развития конкретного ребенка. Индивидуальный подход предполагает не только внешнее внимание к нуждам ребенка, но и предоставляет самому ребенку возможности реализовывать свою индивидуальность.
Стимуляция самостоятельной активности ребенка. Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности, которая является субъектом своего развития и социально значимой деятельности. Когда активность находится целиком на стороне взрослых, которые заботятся о ребенке, считая, что его особенности не позволяют ему реализовывать свои возможности, формируется «выученная беспомощность», феномен, когда ребенок ожидает внешней инициативы, сам оставаясь пассивным. То же может произойти с родителями детей с ОПФР. Родители могут ожидать помощи или активно добиваться льгот от государства, игнорируя собственные возможности для участия в социальной жизни.
Принцип междисциплинарного подхода Разнообразие индивидуальных характеристик детей требует комплексного, междисциплинарного подхода к определению и разработке методов и средств воспитания и обучения. Специалисты (учитель-дефектолог, воспитатель, логопед, социальный педагог, психолог и др.), работающие в группе, регулярно проводят диагностику динамики развития детей и в процессе обсуждения составляют коррекционно-развивающие программы.
Вариативность в организации процессов обучения и воспитания предполагает наличие вариативной развивающей среды: необходимых дидактических пособий, средств обучения, безбарьерной среды, а также вариативной методической базы обучения и воспитания, используя которую педагог может применять в своей работе разнообразные методы и средства как из общей, так и специальной педагогики. Предусматривается реабилитация средствами дополнительного образования, комбинированные модели и т.д.
Инклюзивная образовательная вертикаль опирается на такие основания, как
- организация ранней диагностики и коррекционно-педагогической поддержки детям с ограниченными возможностями в развитии;
- обязательное психолого-педагогическое сопровождение ребенка, интегрированного в общеобразовательный процесс;
- определение для каждого ребенка возможной и полезной формы интеграции;
- преемственность в образовательной вертикали и горизонтали.
Одной из задач совершенствования специального образования является научное обоснование и разработка соответствующего программно- методического обеспечения образования с учетом инклюзивных подходов.
Внедрение инклюзии требует в первую очередь изменения отношения со стороны учителя. В связи с этим вносятся соответствующие изменения в содержание подготовки педагогических кадров в вузах; проводится планомерная переподготовка уже работающих педагогов в организациях образования общего типа по специальности 1-03 03 77 «Интегрированное обучение и воспитание в школьном образовании», а также курсы повышения квалификации для руководящих и педагогических кадров системы общего и специального образования.
Для оптимизации процесса инклюзии необходимо соответствующее содержание образования, направленное на существенное повышение качества, гибкости и актуальности совместного обучения и воспитания, в которое включены обычные дети и дети с особенностями психофизического развития, которое бы создавало высокую мотивацию всем обучающимся и предпосылку для успеха в последующей жизни, а также вносило существенный вклад в дело развития гуманного, основанного на равноправии общества.
Инклюзивное развитие образования в современном обществе может быть достигнуто путем создания единого программно-методического обеспечения образовательного процесса, обеспечивающего применение на практике новых образовательных, учебных, коррекционных программ, значительно расширит возможности обучающихся с особенностями психофизического развития, педагогов общего среднего образования, а также родителей детей с особенностями психофизического развития.
Таким образом, новая образовательная политика – политика инклюзивного образования – требует совершенствования содержания образования, которое бы создавало высокую мотивацию всем обучающимся и предпосылку для успеха в последующей жизни, а также вносило существенный вклад в дело развития гуманного, основанного на равноправии общества.
В связи с вступлением в силу Кодекса Республики Беларусь об образовании в качестве главных задач выделены следующие:
- совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей образовательные отношения в сфере специального образования, приведение ее в соответствие с Кодексом об образовании;
- повышение доступности специального образования путем развития инклюзивных тенденций, создания необходимого образовательного пространства во всех учреждениях, где обучаются дети с ОПФР;
- совершенствование качества специального образования через введение стандартов специального образования, разработку программно-методического обеспечения коррекционной работы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Варенова, Т.В. Коррекция развития детей с особыми образовательными потребностями / Т.В. Варенова. – М.: Форум, 2012. – С. 251 – 266.
2. Варенова, Т.В. Развитие интеграционных процессов в образовательном пространстве Республики Беларусь/ Т.В. Варенова. – Инклюзивное образование: методология, практика, технология. – М.: МГППУ, 2011. – С. 39–41.
3. Варенова, Т.В. Условия трансформирования интегрированного обучения и воспитания в инклюзивное образование/ Т.В. Варенова. – Инклюзивное образование: проблемы, поиски, решения: материалы междунар. Науч.-практ. конф., г. Якутск, 2011. – С.40–42.
4. Коноплева, А.Н. Педагогика понимания – требование современности / А.Н.Коноплева, Т.Л. Лещинская // Спецыяльная адукацыя – 2011. – № 1 (78). – С . 3–8.
5. Лисовская, Т.В. Нормативно-правовое обеспечение образовательной интеграции в Республике Беларусь/ Т.В.Лисовская// От инклюзивного образования к инклюзивному обществу: сб. науч. тр. / под ред. Ю.Л. Загуменнова. – Минск: Ковчег, 2009. – С.120 – 130.
|