В нашей стране право на образование имеет каждый ребенок независимо от состояния здоровья и уровня развития.
Для обучения умственно отсталых детей в Казахстане функционируют 56 специальных (коррекционных) школ, относящихся к системе специального образования. Учебный процесс в специальных школах осуществляется с учетом особенностей и потребностей рассматриваемой категории детей. Школы работают по оригинальным государственным учебному плану, программам, учебникам; педагоги имеют специальную подготовку, школы оснащены коррекционно-развивающим оборудованием и учебно-методическими материалами. Да, эти школы не дают ученикам образования, соответствующего ГОСО, вследствие низкого уровня развития познавательной деятельности учащихся с умственной отсталостью. Но они готовят детей к самостоятельной и независимой жизни в быту и социуме, дают начальные профессионально-трудовые навыки, формируют мотивацию к рабочей профессии, в том числе и неквалифицированному труду.
Более пяти тысяч детей с умственной отсталостью (по данным Республиканской психолого-медико-педагогической консультации) в настоящее время находятся в общем образовании. Это – явление так называемой стихийной интеграции, у которой несколько причин: отсутствие мест в специальных школах, отсутствие специальных школ в данном населенном пункте, нежелание родителей обучать детей в специальной школе и др.
Как обучаются эти дети в общей школе, которая ориентирована только на благополучно развивающихся учеников? Как чувствуют они себя там, какие знания, умения и навыки получают, как идет формирование их личности? Судя по тем вопросам, с которыми в последнее время обращаются в наш Центр руководители и педагоги общеобразовательных школ, этим детям не очень комфортно, поскольку в общеобразовательных школах пока еще не созданы специальные условия для успешного обучения всех детей, включая детей с ограниченными возможностями в развитии. Дети не получают поддержки специалистов (логопеда, специального психолога, олигофренопедагога), вынуждены обучаться по программе и учебникам, не соответствующим их возможностям. В результате у них не формируются даже доступные знания и навыки, появляются отклонения в поведении, они «выпадают» из учебного процесса. По окончании школы большинство таких выпускников получают не свидетельство, а справку, поскольку обучались без учета знаний, а на самом деле просто присутствовали в классе, не участвуя в учебном процессе. Можно ли в этом случае говорить о качественном образовании?
В связи с развитием инклюзивного образования в РК актуальной становится проблема адаптации школьной среды к особенностям и возможностям учеников с ограниченными возможностями в развитии, в противном случае дети не смогут быть активными участниками процесса учения. Включение детей с нарушением интеллекта в образовательный процесс обычной школы требует наибольшей адаптации среды. Педагоги общего образования должны познакомиться с содержанием специальных программ, методами, приемами обучения детей с нарушением интеллекта, а также технологией проектирования процесса обучения, включая составление индивидуальной программы и др. вопросами специальной педагогики и психологии.
В настоящей статье мы познакомим наших коллег с некоторыми особенностями проектирования (планирования) процесса обучения математике умственно отсталых школьников и порекомендуем программно-методические материалы, разработанные в стране для обучения рассматриваемой категории учащихся. Надеемся, что опыт работы учителей специальной школы будет полезен педагогам, обучающим детей с нарушением интеллекта в системе общего образования.
В последней редакции государственной учебной программы по математике для умственно отсталых школьников (1) реализуется право каждого такого ребенка развиваться и усваивать учебный материал в индивидуальном темпе и объеме. В программе нет временных рамок, весь учебный материал изложен в виде последовательных, постепенно усложняющихся порций учебного материала, количество часов на усвоение которого учитель должен определить самостоятельно, ориентируясь только на возможности ученика.
С введением новой программы в практику работы специальных школ остро встала проблема планирования процесса обучения, поскольку основным ориентиром для педагога при составлении календарного плана всегда были часы, отводимые программой на изучение того или иного учебного материала. Мы нашли решение этой проблемы в технологии педагогического проектирования, которая дает возможность определения и реализации индивидуальной образовательной траектории каждого ученика.
Педагогическое проектирование рассматривается как подход к описанию процесса обучения, ставящий своей задачей рекомендовать ключевые особенности деятельности учителя и ученика, приводящие к запланированному образовательному результату. Проектирование объединяет все компоненты процесса обучения: цель, содержание, виды деятельности учителя и учащихся, контроль, результат. Системообразующим компонентом проекта процесса обучения является целеполагание. С позиции современной парадигмы образования, ориентированного на результат, цель определяется как предельно конкретный, охарактеризованный качественно образ желаемого результата. При ее формулировании должен быть понятен механизм, позволяющий проверить соответствие полученного результата поставленной цели (такая формулировка цели называется операциональной).
Поскольку требование одинаковых результатов обучения в отношении школьников с нарушением интеллекта является некорректным, то целеполагание должно быть не только операциональным, но и уровневым, для чего можно использовать, например, таксономию классов педагогических целей Л. Блума. С умственно отсталыми школьниками можно работать в трех первых уровнях педагогических целей, которые фиксируют проявление различных, даже самых минимальных возможностей детей. Так, первая категория целей обучения – «узнавание (знание)» – предполагает запоминание и узнавание школьником изучаемых понятий.
Вторая категория целей – «понимание»- предполагает осмысление внутренних связей в изучаемом материале, использование терминов, правил и символов. Третья категория целей обучения – «применение» – предполагает правильное применение усвоенных понятий, правил, принципов в похожей учебной ситуации.
Уровневый подход к целеполаганию позволит педагогу управлять познавательной деятельностью учащихся, поднимая их с уровня «узнавания» на уровень «понимания» и, далее, на уровень «применения знаний».
В то же время нужно понимать, что для части умственно отсталых учащихся достижение целей, принадлежащих уровням «понимание» и «применение», окажется невозможным. Значит, их траектория обучения и образовательные результаты будут лежать в первом уровне.
Такой подход к целеполаганию позволяет определить для каждого ученика класса его индивидуальную траекторию обучения, а в ней описать полученные результаты, которые должны расцениваться как положительные, какими бы минимальными они ни оказались.
При операциональном и уровневом целеполагании создаются условия для установления обратной связи посредством педагогической диагностики, на основе которой осуществляется индивидуальный подход к учащимся. В технологии проектирования процесса обучения педагогической диагностике придается особое значение. Она предполагает осуществление непрерывных контролирующих действий, позволяющих наблюдать и корректировать ход процесса обучения. Данные диагностики могут свидетельствовать о необходимости изменения темпа, средств, методов и приемов обучения школьников, а также проведения мероприятий по восполнению пробелов в знаниях учащихся.
Проектирование процесса обучения осуществляется в три этапа:
- проектирование на уровне учебного курса,
- проектирование на уровне учебной темы,
- проектирование на уровне урока.
Проектирование учебного курса предполагает определение ожидаемых результатов для каждого раздела и тем программы. Это один из самых сложных моментов создания проекта. Ожидаемые результаты для каждой темы раздела представляются в виде разноуровневых операционально сформулированных целей. Также при проектировании учебного курса выделяются ведущие содержательные линии, которые составят основу календарного плана. Основными содержательными линиями курса математики, как правило, являются понятия из разделов «Нумерация натуральных чисел и дробей», «Арифметические действия», «Величины», а также математические отношения. Содержание других разделов включается в основные содержательные линии посредством внутрипредметных связей. Первый этап проектирования завершается созданием календарного плана, имеющего простую, не переполненную информацией форму. В нем указывается учебная тема, планируемое количество часов, даты фактического выполнения плана и специальная графа с примечаниями по поводу корректировки плана.
На втором этапе осуществляется проектирование деятельности педагога и детей в рамках каждой темы календарного плана: определяются способы достижения целей каждого уровня. Для каждой темы продумывается система внутрипредметных связей между понятиями, виды деятельности учащихся, приводящие к предполагаемым результатам, планируется «забегание вперед», определяется необходимый перечень наглядно-дидактических материалов и др. вопросы. Вся эта информация структурируется в Технологической карте темы.
Поскольку цели сформулированы диагностично, то учитель без труда определит задания для каждой темы, которые лягут в основу тематического контроля. Достижения учащихся класса после изучения темы не будут одинаковыми. Учащиеся первой типологической группы (2) могут проявить самостоятельное владение навыком. Ученики второй группы покажут понимание основного содержания темы. Учащиеся третьей группы усвоят только отдельные элементы темы и будут нуждаться в помощи учителя при актуализации своих знаний. Ученики четвертой типологической группы, как правило, изучают другой, более простой учебный материал, в рамках которого и определяются их достижения. Необходимо пояснить, что в специальной школе для детей с нарушением интеллекта дифференцированный подход к учащимся на уроке осуществляется в соответствии с педагогической классификацией, разработанной российскими олигофренопедагогами под руководством Воронковой В.В. (3). Достижения должны фиксироваться для наблюдения динамики развития ребенка и определения перспективных шагов в его обучении. Для этого используется Карта учебных достижений.
При проектирова нии процесса обу чения на уровне урока определяются задачи урока математики, содержание предметно-практической, учебно-познавательной деятельности учащихся, методический инструментарий учителя, содержание индивидуального и дифференцированного подхода к детям, др. вопросы, которые фиксируются в Информационной карте урока. Она может иметь любую удобную форму. Самое главное, чтобы выбранная форма была лаконична и информативна. Дифференцированный подход к учащимся четырех типологических групп реализуется посредством так называемой нелинейной структуры урока, которая хорошо описана в работах Границкой А.С. (4). Названая техника построения урока прочно вошла в практику работы казахстанских педагогов, обучающих школьников с легкой умственной отсталостью.
Итак , можно видеть , что три этапа проектирования процесса обучения математике учащихся с нарушением интеллекта связаны друг с другом содержательно и последовательностью предпринимаемых у чителем мероприятий, что при дает педа г оги че ской деятельно сти технологический характер.
Процесс обучения по предмету целостно описывается в следующих основных документах: ожидаемых результатах, календарном плане, технологических картах тем, информационных картах урока.
Основные документы дополняются диагностическим инструментарием по каждой изучаемой теме и картами учебных достижений детей. Последние, по сути, являются описательной критериальной оценкой успешности учеников.
В проектной документации раскрывается не только деятельность педагога, как это представляется в традиционных календарных и поурочных планах, но и деятельность учащихся через операциональное целеполагание, описание дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся и их достижений.
Технология проектирования процесса обучения математике и проектная документация разработаны нами с учетом особенностей познавательной деятельности умственно отсталых школьников.
Данная технология может быть использована педагогами и в отношении других учебных предметов. Важно, что она создает условия для реализации права каждого ребенка развиваться в собственном темпе и иметь достижения, соответствующие его возможностям.
С помощью разработанной технологии нами создан и опубликован проект начального этапа обучения математике учащихся с легкой умственной отсталостью, включающий концентры: «Пропедевтика», «Первый десяток», «Второй десяток», «Сотня» (5-9). Он может быть использован не только педагогами специа льной школы, но и педагогами массовой школы в условиях интегрированного обучения. Ориентируясь на проект, педагог может составить для умственно отсталого учащегося своего класса индивидуальную программу обучения сроком не более, чем на полугодие, по окончании которого программа корректируется и составляется на следующее полугодие. Оценивание достижений ученика осуществляется в рамках его индивидуальной программы. По окончании общеобразовательной школы умственно отсталый ученик, обучавшийся по программе специальной школы (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической консультации), должен получить свидетельство об образовании, которое выдается специальной (коррекционной) школой соответствующего вида.
|