|
Главная причина нынешней эпидемии неграмотности – то, что все умеют читать и писать.
Питер де Врайз
Неграмотность – это духовное несовершеннолетие.
Бернхард Шлинк
|
№ 6 (147) август 2015г.
Добрый день!
В 1966 году ЮНЕСКО по рекомендации «Всемирной конференции министров образования по ликвидации неграмотности» объявила 8 сентября Ежегодным Международным днем грамотности. Этот день призван активизировать усилия общества по распространению грамотности.
В бытовом смысле грамотность – это навык чтения, письма и восприятия небольших текстов. В широком смысле – это степень образованности человека и уровень его культуры. Однако умение складывать буквы в слова автоматически не делает человека культурным и образованным. По оценкам специалистов 20 % населения являются функционально неграмотными, они могут читать, слышать слова, понимать их значение, но не могут понять смысл всего предложения в целом. Например, человек читает: «Осторожно, злая собака», понимает, что здесь говорится о собаке, но не понимает, что это – серьезное предупреждение.
В.П. Чудинова (http://ecsocman.hse.ru/data/618/861/1216/018chudinova. pdf) пишет о том, что функциональная неграмотность является одной из главных причин безработицы, аварий, несчастных случаев и травм на производстве и в быту. Потери от нее по расчетам специалистов составили 237 млрд. долларов. По мнению, Т. Жуковой (http://russiancouncil.ru/ inner/?id_4=4391#top-content) «пресловутый человеческий фактор заключается в неумении верно воспринять инструкцию по использованию оборудования, машины или инструмента. Именно поэтому функциональную неграмотность в XXI веке называют цивилизационным риском».
Напомню, что Постановлением Правительства РК от 25 июня 2012 года № 832 утвержден Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы. В нем говорится, что для решения стратегически важных задач, стоящих перед нашей страной, главными функциональными качествами личности являются инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. А все эти функциональные навыки формируются в условиях школы.
Журнал «Открытая школа» регулярно освещает подвижки в развитии факторов, влияющих на формирование функциональной грамотности в образовании нашей страны. К ним относятся:
1) содержание образования (национальные стандарты, учебные программы);
2) формы и методы обучения;
3) система диагностики и оценки учебных достижений обучающихся;
4) программы внешкольного, дополнительного образования;
5) модель управления школой (общественно-государственная форма, высокий уровень автономии школ в регулировании учебного плана);
6) наличие дружелюбной образовательной среды, основанной на принципах партнерства со всеми заинтересованными сторонами;
7) активная роль родителей в процессе обучения и воспитания детей.
Вот и этот номер – не исключение. Накануне нового учебного года мы собрали под одной обложкой интересный опыт. Дорогие читатели, читайте, анализируйте, применяйте! Помните, что судьба цивилизации – в ваших руках!
По традиции хочу рассказать вам притчу:
Один человек, проработавший сорок семь лет репортером и литературным редактором, однажды позвонил в местный Комитет по образованию и, рассказав о своем многолетнем опыте в газетном бизнесе, сказал, что хо- тел бы участвовать в местной программе по искоренению безграмотности.
Последовала длинная пауза. Затем на другом конце провода кто-то спросил:
– Замечательно. Скажите, вы хотели бы учить или учиться?
С уважением, редактор Л.Попова
Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях, и гимназиях
Копирование материалов без ссылки на сайт запрещено
|
|