электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Актуальная проблема:

Тема номера

   

Архив статей 2020 г.

 

Использование метода позиционного обучения на онлайн-уроках биологии для развития исследовательских навыков учащихся

№ 5 (196) май 2020г.

А.Т. КОЙШЫГАРАЕВА, учитель-модератор биологии, Назарбаев Интеллектуальная школа физико-математического направления, г. Тараз


В последнее десятилетие онлайн-обучение оказало серьезное влияние на высшее образование. Появилось большое количество онлайн-курсов для желающих обучаться и повышать свою квалификацию.

На сегодняшний день онлайн-обучение является одной из популярных форм дистанционного образования и для школьников. Для проведения онлайн- уроков существует большой выбор корпоративных платформ, объединяющих в рабочем пространстве чат, встречи, заметки, задания и другие вложения, облегчающие преподавание и обучение, которые выводят их на более качественно новый уровень.

Практика показывает, что онлайн-обучение вносит свои коррективы как в преподавание, так и в обучение. Ученики больше времени уделяют самостоятельной подготовке по учебным материалам, предлагаемым учителями. Благодаря этому учащиеся учатся подходить к делу осознанно и ответственно, регулируют свой тайм-менеджмент. Учителя изучают интернет-ресурсы для создания успешного урока, направленного на развитие навыков, необходимых учащимся в реальной жизни. И в первую очередь – это навык работы с информацией: быстро находить ее, анализировать, критически оценивать, прогнозировать, на основе этого синтезировать информацию (постановка проблемного вопроса и нахождение способов его решения). Все вышеперечисленные навыки являются основой исследовательской деятельности, что отражено в Образовательной программе АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» – NIS-Programme.

Для развития исследовательских навыков учащихся метод позиционного обучения Н.Е. Веракса является одним из наиболее эффективных. Данный метод позволяет на основе дифференцированного подхода обеспечить равные возможности учащимся для развития исследовательских навыков через анализ, синтез, оценку информации и создание продукта учебной деятельности. И, как показывает практика, его можно использовать не только на «традиционных» уроках, но и на онлайн-уроках в том числе.

Использование метода позиционного обучения на уроке строится поэтапно и предполагает пошаговое развитие навыков: анализ-синтез-оценка.

Учащиеся изучают контент в том виде, который им предлагает учитель. Это может быть рассказ в виде лекции, просмотр видеоролика, чтение материала учебника, изучение научной статьи или иной вид информации. Затем учащиеся выбирают одну из позиций, которую они занимают по своему усмотрению. Исходя из выбранной позиции, учащиеся могут объединиться в группы или работать индивидуально. Рекомендуемое количество учащихся в группах от трех до шести человек. Перед началом синтеза продукта учебной деятельности с учащимися обсуждаются критерии оценивания, которые рекомендуется записать на доске.

Развитие исследовательских навыков с помощью позиционного обучения можно рассмотреть через онлайн-урок биологии в 9 классе «Строение прокариотической клетки» с целью обучения: «описывать строение прокариотической клетки», по разделу: «Прикладные интегрированные науки», подразделу: «Микробиология и биотехнология» согласно учебной программе.

Для организации групповой работы до урока создаются специальные каналы, где учащиеся смогут встретиться и обсудить вопросы. А также в файлы группы загружаются необходимые ресурсы, которые будут использоваться на уроке. И прежде чем начать урок, учебная презентация должна быть загружена, предоставлена всем участникам учебного процесса.

На начальном этапе урока «Вызов» для выявления зоны ближайшего развития и подготовки учащихся к восприятию нового учебного материала было предложено ответить на вопросы: «О каких организмах идет речь? Почему они могут жить в различных местах обитания?», после просмотра видеоролика «Prokaryotes Liveina Wide Varietyof Habitats». Такая деятельность окажет поддержку учащимся в формулировании темы урока, цели обучения и критерий оценивания. Чтобы вовлечь всех для обсуждения видеоролика, рекомендуется обращаться поименно ко всем учащимся.

Следующий этап урока «Осмысление» начинается с позиционного обучения.

Учащиеся были разделены на группы, и каждая выбрала на свое усмотрение предлагаемые позиции: «понятие», «вопрос», «концепт-карта», «практик». Затем учащиеся разработали критерии оценивания продукта. презентация состоит из одного слайда:
- слайд включает информацию о строении и функции структур прокариот (в виде понятий, вопросов, карты, практического применения);
- объясняют информацию с точки зрения своей позиции;
- обосновывают свою позицию;
- вовлечены все члены группы.

После ученики изучали и анализировали информацию о строении прокариотов, объединившихся в отдельных каналах. Я могла присоединиться к каждой группе, слушать и при необходимости задавать уточняющие или направляющие вопросы на понимание содержания информации и выполняемой работы.

Следующим шагом является создание собственного продукта как результат синтеза информации, который должен быть визуализирован с помощью презентации, состоящей из одного слайда. Группа «понятие» указывала базовые понятия, входящие в тему, и давала им определения. Группа «вопрос» формулировала вопросы как низкого, так и высокого порядка по содержанию учебного материала. Группа «схема» – разрабатывала карту, отражающую смысловые связи между единицами изучаемого материала и делала пояснения к ней. Группа «практик» – определяла возможности использования материала в практической деятельности и обосновывала свои предположения. Затем все группы опять присоединились к основному собранию и начали защиту своей позиции. О том, что группы готовы или готовы сами ученики, я просила ребят писать в чат собрания, чтобы не терять время. Презентации демонстрировались учениками со своего рабочего стола, которым они поделились со всеми. По окончанию выступления группы остальные оценивали и также писали в чат собрания.

Для того чтобы оценить, насколько каждый ученик достиг целей урока, выяснить, «где он находится», была проведена самостоятельная работа с использованием приложения Google формы. С помощью данного инструмента можно создавать свои задания или тесты и проводить в онлайн-режиме. После выполнения задания было проведено обсуждение ответов: что получилось, что нет, на что обратить внимание и над чем необходимо поработать. Обратная связь, предоставленная сразу после выполненной работы, является более эффективной, действенной, нежели чем на следующем уроке.

На последнем этапе урока мы обратились к целям урока и определили ее достижение по критериям оценивания.

Анализ формативного оценивания и обратной связи учащихся показал, что цели урока достигнуты, и возникающие вопросы решались через обратную связь одноклассников и учителя.

Следовательно, грамотно спланированные этапы урока, правильно подобранные стратегии и методы преподавания и обучения, уместно использованные инструменты онлайн-платформы способствуют успешному достижению учащимися ожидаемых результатов в обучении и развитию навыков исследовательской деятельности. Но для того, чтобы провести качественный онлайн-урок, учитель должен научиться пользоваться инструментами сервиса. Планировать каждое занятие еще и с технической точки зрения. Кроме того, очень важно, чтобы каждый педагог использовал методы и при- емы удерживания внимания учеников в течение всего урока.

Таким образом, в современных условиях успех ученика в достижении учебной цели зависит от эффективности используемых на онлайн-уроке методов обучения и цифровых ресурсов.

Список использованных интернет-ресурсов и литературы

1. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление. – Уфа, 2006. – 212 с.

2. Лемов Д. Мастерство учителя. Проверенные методики выдающихся преподавателей. – Москва: МИФ, 2014.

3. Гин А.А. Приемы педагогической техники. – Луганск: СПД Резников В.С., 2006.

4. Педагогика: педагогические технологии: учебное пособие для СПО/Н.Н.Суртаева. – 2-е изд. испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 250 с.

5. http://www.wlac.edu/online/documents/otl.pdf

6. https://www.uis.edu/ion/resources/tutorials/pedagogy/tips-for-onlinesuccess/

7. https://bio.libretexts.org/Bookshelves/Introductory_and_General_ Biology/Book%3A_Introductory_Biology

 
 

Тема номера







 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 

 

E-mail: o.shkola7@mail.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10