электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Актуальная проблема:

Тема номера

   

Архив статей 2020 г.

 

Почему не работает профориентация

№ 7 (198) сентябрь 2020г.

А. ИЩАНОВА, директор EDUSTUDIOLP, г. Алматы


Я часто слышу от специалистов мнение о том, что профориентация сегодня не работает.

Соглашусь, потому что за последние годы уж очень много «профи» появилось в этой области в Казахстане. Кто-то предлагает будущую специальность, основываясь на отпечатках пальцев или нейронах, кто-то назначает длительные дорогостоящие психологические сессии… Но у всех этих методик есть один большой минус – подросток получает готовый лист рекомендованных специальностей: «Будешь врачом Скорой медицинской помощи. Пилотом. И т.п.». А подростку это и нужно – получить готовый результат, да потом еще и ответственность на родителей свалить, мол, «сами вы меня туда привели, маменька».

Мне категорически не нравится этот подход. Да, подросткам нужно помочь. Они не в состоянии справиться с огромным потоком информации, которая попадает к ним из всех возможных источников.

В зарубежных странах давно поставлена работа по карьерной подготовке старшеклассников. И существуют хорошо отработанные методики Японии, Германии, США и т.п. Есть в зарубежных методиках рациональное зерно: подросток самостоятельно ведет исследование будущей специальности, сам взвешивает все «за» и «против», сам приходит к своему осознанному решению. Сразу скажу, что это не краткосрочный проект. Это невозможно сделать за 3 дня. Подростку предстоит выбрать несколько специальностей, провести аналитику, пообщаться со специалистом, который уже работает в данной профессии, пообщаться со студентом, который уже учится на этой специальности. Большой интересный путь… Но какая же будет радость от конечного результата! Уж, поверьте, свои усилия и потраченное время подростки ценят. Они будут горды своими достижениями, ну и это, правда, будет осознанное решение с их стороны.

Параллельно их обучают методике, которая и в будущем поможет им анализировать предложенные позиции по работе, просчитывать свои «плюсы и минусы». С этим багажом знаний и навыков они пойдут уверенно в завтра. Ведь мировые аналитики говорят, что поколение, которое вступает сегодня во взрослую жизнь, четырежды кардинально поменяют свою работу. У нас с вами вряд ли получится дать им профессию на всю жизнь. Уже сегодня прогрессивные университеты предлагают специальности «на стыке дисциплин», чтобы они уверенней были завтра. И роль взрослых заключается в том, чтобы вооружить их навыками, которые они завтра смогут уверенно применять в разных отраслях, независимо от того, где они будут трудиться.

Работу по выбору будущей специальности нужно начинать заранее, а не «включаться» в 11 классе, когда у подростков стоят цели сдать тесты и экзамены.

Программу карьерной подготовки мы делаем с партнерами из России, у которых многолетний опыт рекрутинга персонала и профориентации для подростков. Они знают ситуацию с двух сторон «баррикад» – кто нужен работодателям и какие компетенции нужно развивать подросткам.

Есть всевозможные летние программы, где подросток может «пощупать» будущую специальность. Такие программы предлагают наши партнеры в США, Великобритании, Японии, Сингапуре, Германии, России и других странах. Это краткосрочное погружение в будущую специальность. И либо ты утверждаешься в своем выборе, либо вовремя понимаешь, что нужно рассмотреть другой вариант.

Еще одним эффективным инструментом в выборе будущей профессии считаю наш уникальный проект EDUTOURS – туры по университетам для старшеклассников. Мы проводим их во время весенних или осенних каникул. Обычно это университеты Москвы и Санкт-Петербурга, но в прошлом году мы сделали Евротур с посещением университетов Нидерландов и Германии с английским языком обучение. Этот проект мы будем продолжать и расширять географически.

Посещая университет, подростки не только знакомятся с университетом, но узнают о всех направлениях, которые предлагает им университет. И поверьте, программы университетов обновляются ежегодно. Так, мало кто предполагает, что Высшая Школа Экономики предлагает направления по биологии и химии. И таких примеров огромное множество. Не говоря уже об уникальных специальностях, которые предлагает тот или иной университет.

Подводя итоги, хочу обратиться к родителям учащихся 7-10 классов:
– Начинайте задумываться уже сейчас.
– Посещайте выставки по образованию, собирайте информацию.
– Вовлекайте детей в волонтерские и в научные проекты, это принесет потом дополнительные бонусы при поступлении в университет.
– Готовьте детей к участию в Олимпиадах, конкурсах
– это возможность получить стипендию в будущем.
– Выращивайте «шип» – пусть Ваш ребенок будет успешен хотя бы в одном своем увлечении, о чем он будет писать при поступлении в университет.

 
 

Тема номера







 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 

 

E-mail: o.shkola7@mail.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10