электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


Дорожная азбука

 

Архив статей 2012 г.

 

Пешеход и переход

№ 7 (118) сентябрь 2012

Н.В. БУТЕНКО,
Заслуженный работник МВД РК, подполковник, журналист, г. Алматы

 

Мы выходим из дома – и сразу оказываемся на улице, которая живет по своим законам. Это очень сложный, особый мир высоких скоростей, постоянно меняющихся дорожных ситуаций, который требует особого внимания. Этот мир делится на две основные части: пешеходам отводится довольно безопасная часть – тротуар, а проезжая часть – это рабочее место и территория водителей, где каждый автомобиль является источником повышенной опасности. Именно на проезжей части происходят почти все дорожно-транспортные происшествия с участием пешеходов, потому что здесь пересекаются пути автомобиля и человека.

Как правильно и безопасно перейти дорогу?

Прежде всего, надо правильно выбрать место перехода, а затем, согласно ПДД, пересекать проезжую часть.

Выбор надо сделать заранее, до вступления на дорожное полотно. «Правила дорожного движения» четко указывают, где можно переходить: по подземным и надземным переходам, пешеходным мостикам, в местах, обозначенных соответствующей разметкой или информационно-указательными знаками 5.16.1 и 5.16.2 «Пешеходный переход» (рис. 1а, 1б). Пешеходы должны помнить, что пересекать проезжую часть по переходам – это не только их право, но и обязанность.

Если поблизости есть надземный или подземный пере- ход, то выходить на проезжую часть нельзя. Переходить на другую сторону дороги можно только в тоннеле под землей или по мостику над землей.

Если поблизости нет ни подземного, ни надземного переходов, надо искать наземный, который встречается чаще всего, но он опаснее, потому что в этом случае пути пешеходов и транспорта пересекаются на одном уровне. Обозначенный переход (например, типа «зебра») дает пешеходу преимущественное право на движение – здесь водитель обязан его пропустить. Во всяком случае, приближаясь к переходу, человек за рулем будет предельно внимателен и осторожен, готов в любую секунду остановить машину.

Если таких переходов нет, пешеходы должны пересекать проезжую часть на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

Перекресток – это место пересечения дорог на одном уровне, т.е. там, где пересекаются направления движения транспортных средств и пешеходов (рис.3) Если дороги пересекаются в разных уровнях, например, одна дорога идет по земле, а другая над землей, то это будет транспортная развязка, но не перекресток. Есть несколько типов перекрестков: четырехсторонние, где транспорт едет с четырех сторон; трехсторонние, где транспорт движется с трех сторон; многосторонние, где пересекается более двух дорог, и транспорт едет в многих направлении; площади – перекресток сложной формы, где пересекается более четырех дорог. Форма перекрестков обычно сравнивается с определенными буквами, которые имеют такую же или похожую конфигурацию. Например, среди четырехсторонних есть крестообразные и Х-образные перекрестки, среди трехсторонних – Т-образные и У-образные (рис. 5а, б, в, г, д, ж). В нашей стране, особенно в небольших городах, поселках еще немало таких дорог, где нет ни перекрестков, ни переходов. Как быть пешеходам в таких случаях? Согласно ПДД (пункт 3.3) при отсутствии в зоне видимости пешехода таких объектов, ему разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части там, где она хорошо просматривается в обе стороны (рядом не должно быть стоящих машин, других препятствий, крутых поворотов и т.д.) (рис.7) Но запрещается переходить проезжую часть вне пешеходного перехода при наличии разделительной полосы в населенном пункте, а также в местах, где установлены пешеходные или дорожные ограждения (рис.8а,б).

Разделительная полоса – это конструктивно выделенный элемент дороги, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения или остановки безрельсовых транспортных средств и пешеходов, за исключением вынужденной остановки пешеходов при пере- сечении дороги вне населенного пункта.

Почему введен этот запрет? Потому что разделительную полосу устраивают на широких дорогах с интенсивным движением транспорта, чтобы отделить друг от друга встречные машины. Обычно она приподнята над проезжей частью или окаймлена бордюрным камнем, на ней может размешаться газон, чтобы оградить пешехода от опасности. В таком месте ему запрещено переходить дорогу, как и выходить на проезжую часть, где установлены барьерные ограждения.

Итак, вы выбрали место перехода. Что еще надо учитывать пешеходу, чтобы безопасно перейти дорогу, улицу?

2. Надо определить, регулируемый перед вами переход, перекресток или нет?

В ПДД (п.13.4) регулируемым считается тот, где очередность движения определяется сигналами светофора или регулировщика. При желтом мигающем сигнале, не- работающих светофорах или отсутствии регулировщика перекресток считается нерегулируемым. Это надо знать, потому что правила перехода в обоих случаях заметно отличаются друг от друга.

На регулируемом переходе, перекрестке пешеход обязан подчиняться сигналам светофора или регулировщика. Даже когда нет машин, надо ждать зеленого сигнала или разрешающего жеста регулировщика. Ведь приближающуюся машину можно однажды и не заметить. Опасность в том, что за рулем этой машины будет находиться человек, который уверен, что ему дан зеленый свет, и никто не может, не имеет права ему помешать проехать перекресток. А ведь транспорту остановиться гораздо тяжелее, чем пешеходу.

Представьте себе, что вам надо перейти регулируемый перекресток, где транс- порт движется в поперечном направлении в несколько рядов. Какими должны быть наши действия?

Прежде всего, смотрим на светофор. Информация должна быть самая «свежая», то есть полученная непосредственно перед началом перехода. Прежде чем ступить на проезжую часть, вы должны быть твердо уверены в том, что вам хватит времени для безопасного перехода. А это значит, что ступать на проезжую часть можно лишь тогда, когда только что загорелся зеленый сигнал. Если вы наблюдали за светофором еще задолго до начала перехода, то пока подошли к дороге, прошло какое-то время – не следует начинать переход. В любую секунду сигнал светофора может смениться на желтый, а затем – на красный, и вы окажетесь в трудном положении.

Не стоит рисковать здоровьем, жизнью из-за нескольких мгновений. Даже на самых широких проспектах цикл работы светофора (от зеленого до зеленого сигнала) составляет не более одной минуты. А на нешироких улицах – 10-15 секунд.

Начиная переход на регулируемом перекрестке, вы должны рассчитать некоторый запас времени, чтобы дойти спокойным шагом хотя бы до середины проезжей части. Если вы чувствуете, что не успеваете полностью закончить переход за один цикл работы светофора – подождите на середине проезжей части следующего раз- решающего сигнала. Ни в коем случае не бегите вперед, не «проскакивайте перед носом» автомобиля – ведь за ним всегда может оказаться другой, невидимый транс- порт. И тогда не миновать беды.

Конфликтные ситуации между пешеходами и водителями возникают, порой, на регулируемых перекрестках, где нет дополнительной секции или пешеходного светофора. Водителю надо повернуть направо или налево, но по ПДД он обязан пропустить пешеходов, переходящих дорогу по разрешающему сигналу светофора. Пока водитель пропускает пешеходов – ему загорается желтый, а затем и красный сигнал. Транспорт остался на месте, за одним автомобилем встал другой, третий. Образовалась колонна машин. Вот и случается так, что кто-то из водителей не выдерживает – и нарушает правила движения, «вытесняя» пешеходов, подавая им звуковой сигнал, чтобы быстрее пропустили транспортные средства. Такие факты, к сожалению, встречаются в каждом крупном городе, населенном пункте.

Если вы видите, что водитель не собирается вам уступить дорогу – будьте благоразумнее, пропустите автомобиль. Виновника ваших волнений можно образумить другим путем – запомнить номер автомобиля, серию, время и место нарушения и сообщить эти данные в дорожную полицию.

Но и пешеходам не следует злоупотреблять терпением водителей. Ведь, нередко, можно увидеть на наших перекрестках и такую картину – стоит транспорт, чтобы сделать поворот, пропускает, как это положено, пешеходов. Вместо того, чтобы ускорить переход, быстрее освободить проезжую часть, уступить дорогу транспорту, отдельные пешеходы идут не торопясь, вразвалочку, задерживая и себя, и других участников движения.

На регулируемых переходах, перекрестках наезды на пешеходов случаются довольно редко, но все-таки бывают. И не только потому, что люди сознательно нарушают ПДД, когда видят, что им горит запрещающий сигнал светофора, а они все-таки начинают переход. Чаще бывает, что пешеходы оказываются в сложной ситуации из-за своего невнимания.

Типичные ошибки пешеходов на регулируемых переходах, перекрестках. Ориентация в получении информации не на источник подачи сигнала, а на других участников движения, транспортные средства. Например, человек видит, что автомобили, идущие в поперечном направлении стоят, и ограничивается только этой информацией, даже не глядя на светофор. А там, оказывается, уже загорелся красный свет для пешехода, и машины стояли только потому, что давали возможность зазевавшемуся водителю освободить перекресток. Ошибка пешехода в том, что он наблюдал только за машинами, в то время как водитель руководствовался сигналами светофора.

Еще одна распространенная ошибка – недостаточная информация о смене сигналов светофора или регулировщика. Пешеход один-два раза взглянет на них – и идет через всю проезжую часть, а ведь эти сигналы меняются в течение нескольких секунд. Ну и, конечно, элементарное пренебрежение требованиями ПДД, когда человек сознательно идет на нарушение.

И все-таки на нерегулируемых переходах и перекрестках большая часть пешеходов чувствует себя значительно неувереннее, чем там, где работает регулировщик или светофор. Нерегулируемые перекрестки гораздо чаще становятся местом наезда на пешеходов. Почему? Здесь нет светофора, который помогает определять очередность проезда перекрестка, формировать транспортные потоки, задавать им определенную скорость, «ритм» движения; к нерегулируемым перекресткам транспортные средства подъезжают с разной скоростью, водители пропускают друг друга, сообразуясь с правилами движения. Пешеход здесь может рассчитывать только на себя. Он должен сам обеспечить себе безопасный переход. Не случайно в Правилах дорожного движения есть пункт 3.5, где конкретно говорится, что на нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.

Правила перехода на нерегулируемом переходе, перекрестке не зависят от того, обозначен он или нет. Правила всегда одинаковы.

Типичные ошибки пешеходов на нерегулируемых пере- ходах, перекрестках.

Выход на проезжую часть перед близко идущим транспортом. Это происходит с теми, кто не знает о тормозном и остановочном пути транспортных средств, кто не может хотя бы примерно рассчитать безопасную дистанцию между местом своего нахождения и приближающимся автомобилем. Подробно эта тема рассматривалась в данном разделе, в блоке «Остановочный и тормозной путь». Напомним только, что в зависимости от скорости автомашины и человека, от погодных условий, состояния дорожного покрытия и др. минимальное расстояние между пешеходом и ближайшей к нему машиной определяется в 30-70 метров.

Если пешеход все же допустил оплошность и оказался вблизи идущего транспорта – не надо суетиться на дороге, резко менять направление своего движения. Водитель ближайшего транспортного средства увидит стоящего на дороге человека и примет меры предосторожности. Но действия пешеходы должны быть разумны, предсказуемы для других участников движения. Если нет возможности вернуться назад (пройдено уже больше половины дороги, третьей ее части) – лучше остановиться. Конечно, очень неприятно стоять в потоке машин и чувствовать, что многотонная масса проходит от тебя в нескольких сантиметрах, но это все же безопаснее, чем неожиданные действия на дороге. А чтобы не случались такие критические ситуации – еще раз советуем переходить нерегулируемый перекресток лишь в том случае, когда он хорошо просматривается во все стороны и путь через него свободен. Нерегулируемых перекрестков намного больше, чем регулируемых, и вы должны помнить об этом.

Переход проезжей части улицы не под прямым углом, а наискосок, по диагонали(рис. 9). Это очень рискованный путь, т.к. большую часть пути пешеход повернут спиной к автомобилям, и может не заметить возможного появления новых транспортных средств.

Не следует выходить на проезжую часть, когда мимо вас проезжает грузовой автомобиль. Посмотрите внимательно – нет ли за ним прицепа. Особенно, если грузовая машина выполняет поворот. Пропустив автомобиль, вы можете наткнуться на прицеп(рис. 10-а).

Нередко машина, движущаяся по направлению к перекрестку с небольшой скоростью, в правом крайнем ряду, закрывает от пешехода другой автомобиль, мотоцикл, которые едут быстрее в попутном направлении. Пешеход надеется успеть перейти дорогу, ускоряет шаг – и оказывается прямо перед близко идущим транспортным средством, которое уже невозможно остановить(рис. 10-б).

Выход на дорогу из-за предмета, ограничивающего обзорность (стоящий автомобиль, деревья, кусты, здания и др.). В такой ситуации пешеход видит только часть проезжей части, но не может ее просмотреть в обе стороны. Особенно часто такое нарушение допускают пешеходы в зонах остановок общественного транспорта. В ПДД нет пункта о том, как обходить стоящий транспорт – спереди или сзади. Но если вы зададите такой вопрос детям, они бодро ответят:
– Автобус и троллейбус надо обходить сзади, а трамвай – спереди.

Нарисуйте на ватмане, классной доске несколько схем (рис. 11 а, б, в).

Если мы будем следовать предложенной вначале рекомендации (автобус обходить сзади), то получается, что пешеход оказывается перед транспортом, движущимся во встречном направлении, что называется «нос к носу». А чем опасна такая встреча, мы с вами уже знаем (транспорт нельзя остановить мгновенно). Если же обходить автобус спереди (как часто предлагают дети и чересчур спешащие пешеходы) – то в этом случае мы не увидим транспорт, следующий в попутном направлении, а водитель этого транспорта не увидит нас. Результат опять тот же – аварийная ситуация. Обходя транспорт спереди, ребенок может оказаться перед другой опасностью – в так называемой «мертвой» зоне, где ни пешеход, ни водитель не видят друг друга. Шофер должен наблюдать за другими транспортными средствами, за посадкой и высадкой пассажиров, и он может попросту не заметить маленького пешехода, идущего под «прикрытием» корпуса транспортного средства. И если в этот момент автобус начнет движение – беды не миновать. К сожалению, такие случаи нередко регистрируются в дорожной полиции.

Надо найти такое место для перехода, где пешеход будет виден водителям, и где он сам хорошо сможет просматривать всю дорогу в обе стороны.

Где будет такое место? На перекрестке или пешеходном переходе. Значит, что должен делать человек, который только что вышел из автобуса, троллейбуса? Он должен выйти на тротуар и по нему пройти к ближайшему перекрестку или переходу. И уже там перейти дорогу в нужном направлении.

Нерегулируемый перекресток сложен для перехода. Но опасен он лишь тем, кто чересчур тороплив, небрежен, невнимателен к себе и к окружающим. Грамотному, культурному пешеходу он неопасен.

Желаем вам счастливого и безопасного пути!


Дорожная азбука




 


Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 
 
 
Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
E-mail: o.shkola@rambler.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел.8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10