В конце лета в редакцию позвонила мама семилетнего мальчика с врожденным заболеванием – грыжей спинного мозга. У ребенка сохранный интеллект, но из-за того, что он передвигается на коляске, ПМПК дала направление на домашнее обучение, мотивируя свое решение тем, что ребенка ни одна школа не возьмет, так как в них нет условий для детей-колясочников.
Инклюзивное образование начинается с присутствия детей с ограниченными возможностями развития в стенах школы. Это присутствие затруднено по ряду причин. И довольно распространенная из них – неприспособленная для таких детей среда. Так ли сложно изменить ситуацию? И кто это должен делать? Эти вопросы прозвучали на семинаре директоров школ г. Алматы «Инклюзивное образование: пути взаимодействия школы, семьи и социума». На вопросы ответил заместитель руководителя управления занятости и социальных программ г. Алматы Б.Б. ИСКАКОВ. После семинара мы попросили Бауржана Бейсеновича рассказать об этой проблеме и путях ее решения подробнее.
- Что включает в себя понятие «доступная», «безбарьерная среда»? Для чего она нужна?
- «Безбарьерная среда» - это понятие комплексное - и техническое, и нравственное, и правовое. Создание и обеспечение безбарьерной среды жизнедеятельности предусматривает
- беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры;
- беспрепятственное пользование транспортом и транспортными коммуникациями;
- беспрепятственный доступ к средствам связи и информации;
- беспрепятственное получение инвалидами социальных услуг;
- формирование «безбарьерной» психологической среды в обществе.
И государство, уважающее права своих граждан, обязано обеспечить маломобильным людям (в том числе и инвалидам) возможность участвовать во всех сферах жизни - общественной, производствен- ной, творческой, спортивной, получить достойное образование и квалифицированную работу, пользоваться благами культуры, искусства. Словом, вести полноценную цивилизованную жизнь. Для города Алматы, где проживает около 35 тыс. инвалидов, проблема доступа особенно актуальна.
- В каких нормативных документах зафиксирована необходимость создания безбарьерной среды?
1. Указ Президента Республики Казахстан от 11 декабря 2008 года № 711 «О подписании Конвенции о правах инвалидов и Факультативного про- токола к Конвенции о правах инвалидов». В республике начата работа по подготовке к ее ратификации.
2. В рамках ратификации Конвенции ООН Министерством труда и социальной защиты населения РК разработан План мероприятий по обеспечению прав и улучшению качества жизни инвалидов на 2012-2018 годы.
3. Постановлением Правительства РК № 64 от 16 января 2012 года утвержден Первый этап (2012-2013 годы) Плана мероприятий по обеспечению прав и улучшению качества жизни инвалидов Республики Казахстан на 2012-2018 годы.
В Плане предусмотрены следующие направления работы:
- унификация законодательства в сфере защиты прав, свобод и интересов инвалидов путем внесения изменений и дополнений в отдельные действующие нормативные правовые акты Республики Казахстан;
- оценка состояния доступности объектов и услуг в основных сферах жизнедеятельности инвалидов путем проведения паспортизации объектов социальной, транспортной и рекреационной инфраструктуры;
- повышение уровня информированности населения, направленной на формирование позитивного отношения общества к проблемам инвалидности.
4. Закон РК «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в РК», Межгосударственные строи- тельные нормы 3. 02-05-2003 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», строительные нормы и правила РК3. 02-31- 2005 «Дома и интернаты для детей-инвалидов», «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения, общие положения».
5. Закон РК «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан».
- Какие существуют механизмы для реализации этих нормативных актов?
- В целях реализации вышеназванного Плана мероприятий в городе Алматы
- Распоряжением акима города Алматы от 11 апреля 2012 года №56р утвержден План мероприятий по обеспечению прав и улучшению качества жизни инвалидов в Алматы на 2012-2013 годы;
- Постановлением акима города Алматы №2/347 от 18 апреля 2012 года создан Координационный совет в области социальной защиты инвалидов;
- Утвержден Медиа-план по информационно- разъяснительной работе, направленный на формирование позитивного отношения общества к проблемам инвалидов;
- Утвержден План проведения поэтапной инвентаризаций (паспортизации) зданий, сооружений с указанием механизма проведения инвентаризаций (паспортизации) и уровня ответственности всех заинтересованных в инвентаризации (паспортизации) органов и субъектов;
- Создана Межведомственная комиссия по организации и проведению инвентаризации (паспортизации) объектов социальной инфраструктуры на предмет соблюдения доступной среды для инвалидов города Алматы.
- На кого ложится ответственность за создание безбарьерной среды?
- Согласно ст. 25 закона РК «О социальной за- щите инвалидов в Республике Казахстан» ответственность ложится на местные исполнительные органы. Они должны обеспечивать доступ инвалидам к объектам социальной инфраструктуры, к жилым, общественным и производственным зданиям, сооружениям и помещениям, т. е. при проектировании, строительстве и застройке населенных пунктов, формировании жилых районов, благоустройстве вновь осваиваемых и реконструируемых территорий и других населенных пунктов должны учитываться интересы маломобильных людей в соответствии с государственными стандартами.
В местах расположения учреждений, ориентированных на обслуживание инвалидов, а также в наиболее людных местах должны быть установлены специальные светофоры с синхронными звуковыми и световыми сигналами, дорожные знаки и указатели пешеходных переходов, обустроенных звуковыми и световыми устройствами.
И сдача в эксплуатацию объектов жилищно - гражданского и коммунального назначения не допускается без участия в составе государственной приемочной комиссии по приемке представителя управления занятости и социальных программ.
- Какие предусмотрены санкции за невыполнения данного требования?
- Нарушение должностным и юридическим лицами законодательства о социальной защите инвалидов влечет штрафы: на должностное лицо - в размере от двадцати до сорока МРП, на юридическое лицо, являющееся субъектом малого или среднего предпринимательства, - в размере от семидесяти до двухсот, на юридическое лицо, являющееся субъектом крупного предпринимательства, - в размере от двухсот до четырехсот месячных расчетных показателей. (Кодекс РК «Об административных правонарушениях»).
- Кто и как проводит мониторинг доступности среды? Как вы оцениваете доступность среды в Алматы в целом и в организациях образования, в частности?
- Мониторинг проводят местные исполнительные органы совместно с НПО инвалидов города. Совместно с союзом организаций инвалидов Алматы в 2011-2012 гг. в городе был проведен обширный мониторинг городских объектов, которые показал, что
- из 70 объектов, принадлежащих государственным структурам, есть доступ в 7 организациях, нет доступа в 63-х, процент доступа -10%;
- из 11 обследованных подземных переходов ни в одном нет доступа, то есть процент доступа - 0%;
- в негосударственном секторе обследовали 2625 объектов, есть доступ в 190 из них, нет доступа в 2435, процент доступа -7%;
- из 112 медицинских учреждений доступны 14, нет доступа в 98, процент доступа - 13%;
- из 63-х учебных заведений ни одно не имеет доступа, то есть процент доступа -0%;
- из 86 учреждений досуга, спорта, культуры имеют доступ только 6, нет доступа в 80 учреждениях, процент доступа -7%;
- из 152-х финансовых учреждений, банков, отделений «Казпочты» есть доступ в 16, нет доступа в 136, процент доступа -11%;
- из 52-х гостиниц имеют доступ 4, нет доступа в 48, процент доступа - 8%;
- из 278 объектов сферы услуг есть доступ в 12, нет доступа в 266, процент доступа - 4%;
- из 692-х баров, кафе, ресторанов есть доступ в 44, нет доступа в 648, процент доступа - 6%.
Были обследованы крупные и ориентированные на обслуживание инвалидов объекты, выяснилось, что 75% требуют обеспечения доступа. Причем все сказанное выше касается в большей мере только инвалидов-колясочников. А для других инвалидов (по зрению, по слуху и др.) этот вопрос требует дополнительного изучения.
Особо следует остановиться на проблеме доступа к объектам образования. В городе Алматы существует сеть коррекционных организаций для детей дошкольного и школьного возраста с нарушениями слуха, зрения, тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития: 9 специальных школ-интернатов, 3 кабинета коррекции, 9 коррекционных детских садов. Однако во многих образовательных организациях есть проблемы с пандусами, нет подъемников, лифтов для колясочников, сигнальных и звуковых устройств.
- Есть ли какой-либо алгоритм, по которому следует действовать руководителю организации, решая проблему доступности среды?
- Необходимо знать нормативно-правовые акты и государственные нормативы по вопросам обеспечения доступности объектов в основных сферах жизнедеятельности инвалидов.
- Ваши пожелания и рекомендации руководителям организации образования.
- Для того чтобы внедрить инклюзивное образование в нашем городе, в первую очередь необходимо полностью изменить отношение социума к этим учащимся, а во-вторых, необходимо сделать школу доступной, безбарьерной. Не только установить пандусы при входе, пандусы и поручни должны быть по пути следования ученика, привести санитарные комнаты в соответствии с нормами, для детей с нарушением слуха, зрения необходимо установить сигнальные и звуковые устройства, тактильные плитки и т.д. Руководству каждой школы надо рассчитать, сколько необходимо де- нежных средств для создания безбарьерной среды, т. к. на эти цели выделяются деньги в рамках реализации Плана мероприятий по обеспечению прав и улучшению качества жизни инвалидов на 2012-2018 годы в РК. И в конце нашей встречи хочу сказать, что Управление занятости и социальных программ г. Алматы готово к сотрудничеству по вопросам помощи инвалидам.
|